Электронное дистанционное обучение сотрудников

В условиях жесткой рыночной конкуренции коммерческие компании стремятся к высоким темпам развития и непрерывному повышению уровня и статуса предпринимательской деятельности. В этом процессе ключевую функцию выполняет квалификация персонала компании. Чем выше уровень профессиональной компетенции штатных сотрудников, тем больше шансов на успешное развитие бизнеса, эффективное продвижение на рынке, повышение конкурентоспособности. Повышение квалификации персонала осуществляется методом обучения в тренинговых центрах или приглашения наставников в коллектив для прочтения специальных обучающих курсов.

Традиционные способы повышения квалификации имеют недостатки: ощутимые потери рабочего времени и увеличение затрат на процесс обучения. В качестве альтернативной методики сегодня активно применяется дистанционное корпоративное обучение.

Что такое “дистанционное обучение”?

Суть дистанционного обучения заключаются в том, что персонал компании без отрыва от рабочего процесса получает необходимые знания в своей профессиональной области посредством интернет-технологий.

Методика дистанционного обучения выбирается руководителем компании в зависимости от особенностей и потребностей организации, выбранной стратегии развития бизнеса, целей и приоритетных направлений предпринимательской деятельности.

Основные виды

На рынке электронных обучающих технологий доступны для выбора разнообразные формы методики для внедрения ее в коллективах. Основными видами дистанционного обучения являются:

  • открытые обучающие порталы с готовыми учебными продуктами. Готовые обучающие разработки на сайтах позволяют оперативно внедрить программу обучения персонала и задействовать на предприятии любой численности и коммерческой направленности. Среди крупных предпринимателей особой популярностью пользуются специализированные порталы ИНТУИТ, Деловая среда, Eduson, Открытое образование, LektoriumTV, Zillion, Lendwings. Обучение на этих порталах удобно, если программа соответствует целям предприятия. Но скорректировать обучающий контент невозможно;
  • профильное обучение. Эта форма ориентирована на обучение специалистов, занимающих конкретную должность в организации. Например, разных групп менеджеров, как старшего, так и младшего управленческого уровня. Программы для сотрудников начального звена адаптированы под сочетание получения теоретических знаний и закрепления практическими действиями на текущем рабочем месте. Эти методы могут также использоваться исключительно в проверочных целях, в процессах утверждения уровня персональной квалификации. Если программа рассчитана на финансистов, то проводится углубленная обучающая серия занятий в удаленном режиме;
  • периодическое корпоративное тестирование. Контрольные проверки уровня знаний, умений и навыков, аттестационные процедуры в отношении персонала, подтверждение квалификации осуществляются методом регулярного тестирования. Этот метод целесообразно применять на предприятиях, где постоянно требуется контроль владения техникой безопасности, соблюдения строительных и производственных нормативов. Удобно внедрение такой системы в сферу энергетики, геологии, гражданского и дорожного строительства;
  • комбинированное обучение. Сочетание электронной формы повышения квалификации с очными образовательными процессами - хотя и не является в полной мере дистанционным форматом, но обеспечивает подготовку кадров по комплексным вопросам и повышает эффективность обучения. Например, сотрудник посетил серию очных занятий, после чего включил электронный проверочный тест и выявил свой уровень знаний после обучения. Смешанные программы позволяют сократить финансовые расходы по статьям, касающимся обучения персонала;
  • расширенный комплексный формат обучения. Эта методика применяется на серьезных крупных предприятиях, где обучение сотрудников является не второстепенной, а ключевой отраслью деятельности. Вся работа компании ориентирована на рамки комплексной обучающей программы, элементами которой являются моделирование ситуаций, программируемые системы обучения для достижения определенных профессиональных ступеней, чтение специальной литературы в электронном виде, дополнительных тематических материалов по специальности. Вся система работает на обучающей платформе (развитом корпоративном портале). Сотрудники имеют доступ к контенту, статистическим модулям, плановым заданиям, заданным траекториям развития и контрольным функциям.

Примеры

Сбербанк России использует для обучения сотрудников индивидуальную разработку обучающей базы. Для каждой финансовой должности-структуре применяется профильный курс обучения, доступный онлайн структурным подразделениям и отдельным сотрудникам. Обучающая платформа действует в течение нескольких лет, постоянно обновляется новыми материалами, заданиями, тестами, бесплатными обучающими курсами, семинарами и практическими вебинарами. В рамках программы действуют бесплатные подписки на зарубежные и отечественные технологии в области финансов, видеоуроки, форумы.

Группа компаний “ФораФарм” запустила систему дистанционного обучения для развития сотрудников семи филиалов сети аптек. 250 сотрудников развивают свой профессиональный уровень в онлайн-режиме, вследствие чего срок адаптации новых сотрудников сократился с двух месяцев до одного месяца. Организаторы выбрали систему iSpring Suite, в которой продвигаются 20 различных курсов – мотивационные, тренинговые и продуктовые. Методом участия в игровом диалоговом тренажере аптекари учились презентовать лекарства, отрабатывали скрипты, когда на рынок вышла новая линейка продуктов, а продажи оставались низкими. Сейчас участники работают с 21 формой отчета, учатся продвигать товар без отрыва от работы.

Электронное и дистанционное обучение - в чём отличие

При дистанционном обучении пользователю доступно большее количество инструментов обучения и образовательных технологий. Получение знаний и профессиональных навыков «на расстоянии» свойственно классической системе заочного образования. В современном понимании этот термин тесно связан с информационными технологиями и средствами электронной связи.

Понятие e-learning не является синонимичным определением дистанционного обучения. Электронное обучение не связано с передачей навыков и информационной базы. Суть e-learning - в инновационных подходах к образовательному и обучающему процессу. Ключевые позиции в этих новых подходах принадлежат всемирной паутине и технологиям IT. Свойственное дистанционному обучению удаленное восприятие материала не является важным для электронного обучения, которое применяется и стационарно, под контролем преподавателя или наставника, и удаленно.

Качество обучения напрямую не зависит от формы получения знаний. Пробелы в образовании появляются и при классическом, и при электронном, и при дистанционном формате обучения.

Плюсы и минусы использования дистанционного обучения

Система обучения сотрудников онлайн имеет положительные и отрицательные стороны. Плюсы:

  • удобное тиражирование знаний посредством интернет-технологий, дисковых носителей, внутренних порталов и локальной сети;
  • возможность практического закрепления теоретического материала;
  • обеспечение повышенного интереса за счет обширной информационной базы, снабженной конкретными практическими заданиями, примерами из многолетнего опыта профильной работы, классических постулатов той или иной профессии;
  • гарантированное повышение квалификации за счет навыковых и диалоговых кейсов, практических, документальных, системных и административных тренажеров;
  • возможность развития самообучения, самоконтроля и самооценки сотрудника;
  • мобильное и комфортное обучение при адаптации обучающей программы к мобильным гаджетам.

Минусы:

  • отсутствие возможности коррекции учебной программы в процессе ее использования;
  • сложности с отслеживанием мотивации пользователей;
  • зависимость системы от технического состояния компьютерной базы, сетевого окружения и электроэнергии.

Следует иметь в виду что сбой в работе электроники может серьёзно нарушить учебный процесс и понизить его качество, поэтому важно тщательно выбирать платформу обучения или в случае развёртывания на собственных мощностях, следить за исправностью оборудования.