Форматы внедрения электронного обучения

Электронное обучение часто описывают в терминах привычного очного обучения «с небольшими доработками». Подход понятен: если есть устоявшаяся модель взаимодействия учителей и обучаемых, то почему бы не расширить ее на другую форму обучения? Но правильнее подходить к электронному обучению индивидуально — учитывая, но не копируя подходы к описанию очных форм. 

Вспомним, какие преимущества электронного обучения привлекают компании:

  • Во-первых, снижение затрат на обучение. Единожды разработанный учебный материал могут сколько угодно раз изучать все сотрудники компании, а сам материал можно регулярно дополнять. В случае очного обучения тренинг или лекцию приходится повторять каждый раз, когда произошли изменения или в компании появилось много новичков.
  • Во-вторых, масштабирование. Для электронного курса неважно, сколько сотрудников проходят обучение. В очном формате необходимо планировать трансфер, проживание, аренду помещения и решать другие организационные вопросы, увеличивающие затраты компании.
  • В-третьих, география. Формально это тоже относится к масштабированию, но стоит упомянуть отдельно: проведение обучения в нескольких регионах страны требует не только существенных затрат, но и занимает много времени. Электронные курсы можно назначить в любое время, и сотрудники любого филиала пройдут их из дома или на рабочем месте.
  • В-четвертых, потенциал развития. Очные формы обучения разнообразны и хорошо развиты. Тренинги, мастерские, «обучение на рабочем месте» — все это детально проработанные форматы передачи знаний. Электронное обучение пока не достигло своих финальных форм и вряд ли сделает это в ближайшие десятилетия. Каждый год появляются новые методы и технологии, которые двигают e-learning вперед — Smart Education, симуляторы сложных процессов, интерактивные 3D-тренажеры, многопользовательские бизнес-игры и другие передовые форматы. 

Лучше встроиться в этот процесс и наработать опыт применения электронного обучения сейчас, чем через несколько лет столкнуться с задачей срочного внедрения формата «с нуля».

Обзор форматов внедрения электронного обучения

Если рассматривать форматы внедрения электронного обучения в компании с точки зрения пропорций очного и дистанционного обучения, можно выделить четыре основных формата:

  1. Только электронное обучение.
  2. Преобладает электронное обучение с очной составляющей.
  3. Преобладает очное обучение с поддержкой электронным.
  4. Равноправие очного и электронного обучения.

Рассмотрим по порядку каждый формат: 

Только электронное обучение — весь объем учебных материалов в организации представлен в электронной форме, очное обучение не применяется.

Форма свойственна малому и среднему бизнесу, который только начинает обучать персонал и для которого критично выбрать что-то одно. Развивать оба направления сразу дорого и/или «пока непонятно, нужно ли».

Преобладает электронное обучение — используются обе формы обучения, но доля электронных материалов существенно выше. Очное обучение ограничивается решением отдельных задач.

Внутри этого формата электронного обучения много разновидностей: «электронное обучение + очное тестирование», «электронное обучение младших должностей + очное обучение старших» и др.

К такому формату приходят компании, решившие переориентироваться на e-learning, но желающие сохранить наработки в очном обучении.

Преобладает очное обучение — преимущественно очные формы обучения с передачей электронному обучению вспомогательных функций (например, онлайн-тестирование).

Этот формат применения электронного обучения интересен компаниям с очень хорошо поставленным очным обучением (есть штат тренеров, наработана база материалов, накоплен опыт работы с аудиторией), для которых резко отказаться от этих активов — значит потерять важные конкурентные преимущества.

Равноправие всех форм обучения — это условно идеальный вариант, потому что неважно, как люди получают знания: если обучение работает, дает хороший результат и не висит тяжким бременем на бюджете компании, то его форма несущественна.

В этом подходе сочетаются разные комбинации: «электронное в регионах + очное в центральных офисах», «мероприятия обоих видов входят в единый процесс обучения» и др.

Развитие обоих направлений обучения сразу — задача не из простых, поэтому этот формат электронного обучения можно встретить в крупных компаниях, где на это направлены достаточные средства из бюджета.

Преимущества и недостатки различных методов электронного обучения

Говорить о преимуществах и недостатках каждого метода следует, приняв ряд допущений:

  1. Электронное обучение дешевле очного обучения.
  2. В большинстве случаев электронное обучение способно полноценно заменить очное.
  3. Электронное обучение легко встраивается в любые процессы обучения персонала.

Есть ситуации, когда эти допущения можно оспорить: в случае специфических дисциплин (психология, межличностные отношения, развитие харизмы) или нестандартных задач (идеологическая подготовка, командообразование), но в данном примере мы их примем. Тогда:

  • Только электронное обучение — универсальный «первый шаг» при построении системы обучения в компании. Начинать нужно с него, а потом смотреть по ситуации, какие элементы очного обучения нужны и в каком объеме.
  • Преобладает электронное обучение — формат «для реформ». К этой форме нужно приходить после определения потребностей в очном обучении и/или при реформировании системы обучения с сохранением лучших практик очного обучения.
  • Преобладает очное обучение — узкоспециализированная форма, которая большинству компаний невыгодна. Есть частные случаи, когда эта модель оправданна, но всех их со временем ждут реформы.
  • Равноправие всех форм обучения — целевая модель для крупных компаний с разнообразными видами деятельности и широкой географией присутствия. Электронное обучение позволит обучать всех, а очное — обучать специфическим дисциплинам или подкреплять знания в приоритетных регионах.