Геймификация в e-learning

За последние год-два количество употребления слова «геймификация», к месту и не очень, возросло в разы. Ради интереса мы даже проверили, сколько раз оно встречается в запросах Яндекса. В феврале 2015-го люди набирали в поисковике слово «геймификация» (в разных его вариантах) порядка 2000 раз. На сегодня (март 2017 года) — 4700 запросов в месяц. В лентах социальных сетей то и дело появляются сообщения о курсах, вебинарах, книгах, статьях на эту тему.

Понимание того, что такое геймификация, очень разнится. Когда речь заходит про конкретное практическое применение, например про геймификацию в e-learning, кто-то понимает под этим интересный сюжет, кто-то просто систему баллов и т. д.

В данной статье мы поделимся своим пониманием по следующим вопросам: как сделать прохождение электронного курса дистанционного обучения интереснее; как в этом пригодится геймификация; на что мы опираемся, предлагая нашим заказчикам те или иные решения. 


Что же такое геймификация?


  В книге «Геймификация в бизнесе» Гейба Зикерманна, ведущего эксперта по разработке стратегий взаимодействия с сотрудниками и клиентами организаций, основателя и CEO компании Gamification Co, под геймификацией понимается внедрение игровых приемов и механизмов в бизнес (слово «бизнес» можно заменить на «обучение / электронное обучение» и т. д.).

Говоря о сфере e-learning, следует разделять понятия игры и игрового курса. 

Игра целиком состоит из игрового процесса и механик. Даже если это обучающая игра, пользователь в основном применяет имеющиеся у него знания и получает короткие, минимальные теоретические подсказки.

Пример такой игры из нашей практики — «Симулятор работы отделения». Задача игрока — эффективно управлять отделением Сбербанка для физических лиц: нанимать сотрудников, мотивировать и развивать их, управлять их графиком работы, не допускать очередей, оставлять клиентов довольными и т. д. Это применение и оттачивание уже имеющихся у игрока знаний. Здесь за игрой человек проводит 100 % времени.

Другое дело — игровой курс. Его основная цель – систематизация и получение новых знаний. Во главе угла здесь обучение. От игр заимствуется небольшая часть — некоторые игровые механики. В данном случае большую часть времени — 80–90 % — человек проводит за изучением материала, его отработкой, проверкой своих знаний. И только остаток он может тратить на просмотр своих достижений, рейтингов, радость от получения новых баллов, знакомство с сюжетом и так далее.

По этим причинам ряд высказываний из книги «Геймификация в бизнесе», например: «Вместо изоляции обучения и превращения его в автономную деятельность, не связанную с работой, геймификация предлагает совершенно новый метод: обучение как непрерывный отдых», — кажется нам преувеличенным.

Обучение — это не просто и не может быть игрой в полном смысле этого слова. Определение игры в Философском энциклопедическом словаре звучит так: «Игра — непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. Игра отличается как от труда, так и от чисто инстинктивных действий».

В случае игровых курсов в e-learning игровые механики лишь добавляют нам мотивации и вовлечения. Но и это уже неплохо!