История развития e-learning в России

Принято считать, что электронное обучение, как и ряд других технологических отраслей, в России развивается с отставанием от западных аналогов. Иногда приводится оценка этого отставания — обычно 5-7 лет, реже — 3-4 года. На практике развитие e-learning в России сочетает в себе две тенденции — замедленное внедрение (то самое «отставание») и опережающий рост технологических компетенций (исторически сложившаяся компетенция России в сфере информационных технологий). 

«Ранними последователями» технологий электронного обучения в России в гражданской сфере были вузы, в частности МЭСИ, ИНЖЭКОН и некоторые другие. Первые отечественные разработки в сфере e-learning представляли собой иллюстрированные гипертекстовые HTML-учебники по вузовским дисциплинам, выпускаемые на дисках или размещаемые онлайн, — о появлении Flash-анимации тогда речи почти не шло. 

Однако, помимо освоения новой сферы (на каком бы технологическом уровне это ни начиналось), ценно было то, что именно во внутренних подразделениях этих вузов сложились команды, которые впоследствии вышли на рынок e-learning в качестве провайдеров, менеджеров проектов и независимых консультантов. Позже эти люди сделали первые шаги в бизнесе электронного обучения.


Развитие электронного обучения в России до 2009 года