Методы электронного обучения

Слово «метод» подразумевает научный подход, который в отношении отрасли электронного обучения пока не всегда справедлив. Дело не столько в молодости сферы, сколько в ее постоянной эволюции и в появлении новых форм. Поэтому для описания подходов в e-learning лучше использовать привычные слова «вид», «разновидность» или подходящее слово из сферы искусства — «жанр».

Жанры (они же методы) электронного обучения позволяют описать многообразие электронных учебных материалов понятными словами.

Обзор методов электронного обучения — какие жанры на выбор?

Методы группируют электронное обучение по основному способу подачи-восприятия информации. Внутри каждого жанра могут быть элементы других — как в фильмах-боевиках бывают элементы комедии, триллера и фильма ужасов.

Итак, можно выделить следующие жанры электронного обучения:

1)      Текстовые — «читать». Исторически первые и по сей день самые распространенные. Это книги, отличающиеся от бумажных родственников удобством навигации, интерактивностью и возможностью обновления без переиздания. Бывают:

  • Совсем текстовые — сплошной текст с дроблением на абзацы и гипертекстовой навигацией. Лучше такие никогда не применять
  • Иллюстрированные — также известны как «текст + картинка». В зависимости от того, насколько проработаны «картинки»,  они могут быть представлены в диапазоне от «чуть лучше совсем текстовых» (плохо) до самых распространенных сегодня — текстовых курсов со схемами, иллюстрациями, комиксами и интерактивными вставками
  • Оболочки для видео — если в текстовом курсе на каждом слайде размещен видеоролик с тестовыми заданиями после него, то это уж не текстовый курс, а оболочка, и оценивать его нужно по нормам видео


2)      Видео — «смотреть». Видеокурсы в простых формах легко сделать (снять выступление эксперта на камеру), поэтому метод популярен в электронном обучении. Сложные, более проработанные формы распространены в курсах по управлению персоналом, а также в рекламных, имиджевых и идеологически заряженных проектах. Бывают:

  • Видеолекции — несмотря на простоту формата, могут быть подкреплены иллюстрациями и схемами в поддержку речи лектора
  • Видео дополненной реальности — похожи на лекцию, но более насыщенны и «отполированы». Ведущий на фоне зеленого экрана работает на зрителя (а не на аудиторию), а сценарий включает в себя взаимодействие реального мира с компьютерной графикой
  • Игровое видео — учебные сцены с участием актеров. Сценарий начинает напоминать короткометражное кино, возникают вопросы продюсирования — помещения для съемок, реквизит, грим, транспорт, питание съемочной группы. Как правило, масштабные проекты для курсов по межличностным дисциплинам (переговоры, наставничество, работа с клиентами и др.)

3)      Игры и симуляции — «делать». В этом жанре также большое разнообразие. Общее в методе — «помещение в условия» (реалистичные или вымышленные) с постановкой задачи, которую нужно решить по правилам ситуации. Бывают:

  • Симулятор работы в ПО — простейший симулятор, который показывает работу в программе. Очень популярны для обучения работе в корпоративных базах данных или в специфическом ПО компании
  • Моделирование процессов — сложные бизнес-модели, упакованные в интерактивную форму. Могут иметь игровую графику или «техническую» форму цифр и диаграмм. Их задача — проверить понимание процесса на конкретном примере с заданными параметрами

  • Вовлекающие игры — родственники развлекательных игр. Вовлекающие игры используют элементы соревновательности, чтобы вызвать в слушателях активное желание разобраться в сюжете или механике игры и через этот интерес закрепить нужные знания. Распространены в «идеологических» и процессных курсах

Таким образом, методов электронного обучения для решения любых задач предостаточно. А если задача обучения решается сочетанием нескольких методов, можно смело использовать все нужные жанры, потому что технических ограничений на их сочетание нет.  

Также можно рассмотреть четвертый возможный жанр, который в корпоративном обучении встречается очень редко: 

4)      Аудиокурсы — «слушать». Аудиокурсы очень специфичны. Технически это надиктованный учебный текст в хорошем качестве и в удобной для прослушивания форме. Такие материалы могут быть полезны, но изначально предназначены для ознакомления вне работы (в пути или дома). Это выводит их за пределы традиционной системы корпоративного обучения через СДО и порождает риск утечки материалов, поэтому в компаниях такие курсы не востребованы.

Преимущества и недостатки разных методов электронного обучения

Фундаментальных недостатков у жанров нет — успех любого учебного материала зависит от качества исполнения, аудитории слушателей. Разные материалы могут лучше или хуже подходить для того или иного жанра: например, видеокурс по работе с клиентами будет лучше текстовой инструкции, но бизнес-процесс нагляднее показать на схеме, чем рассказать словами, поэтому при выборе метода учитывайте возможную специфику.

«Не попасть с форматом» — это неприятная, но не критичная ситуация: хорошо сделанный материал в любом формате будет полезен слушателям и решит задачу обучения. Более вредна обратная ситуация — скучный, низкого качества учебный курс в любом формате ничему не научит слушателей и оставит у них плохое впечатление об обучении в компании.