Smart Education

Термин Smart Education — «умное обучение» — появился в публицистике про e-learning даже до того, как сам термин «электронное обучение» вошел в лексикон компаний и учебных заведений.

После первичной «пробы пера» информационных технологий в обучении потенциал развития e-learning стал очевиден, и ряд экспертов и практиков поспешили объявить грядущую революцию в образовании, связав ее со «смежными» цифровыми революциями — «Интернетом вещей», облачными вычислениями, повсеместным широкополосным доступом в Интернет и с другими трендами.

Мы не будем здесь рассматривать общее содержание Smart Education (это объемно) и ограничимся практическими вопросами: как принципы «умного обучения» могут работать в компаниях уже сейчас.

Как внедрить идеи Smart Education в компании

«Умное обучение» заявляет следующие принципы:

1)      Свободный доступ к знаниям.

2)      Индивидуальный подход к обучению каждого.

3)      Взаимное обучение группы или сообщества.

Как эти принципы выполняются в корпоративной среде?


Свободный доступ к знаниям обеспечивает система дистанционного обучения (СДО), обычно сочетающая функции корпоративного портала. Любой сотрудник со своего рабочего места получает доступ к учебным материалам, которые ему назначили кураторы обучения СДО.

Что можно сделать:

  • Позволить сотрудникам запрашивать доступ к любым материалам, которые им интересны (даже в обход «предусмотренной» для них программы)
  • Позволить доступ к учебным материалам вне работы (например, авторизовать в СДО личные устройства сотрудников) — это тоже будет шагом к «умному обучению»
Индивидуальный подход к обучению каждого присутствует не всегда, но для его внедрения обычно есть все предпосылки. Во многих компаниях внедрена разновидность индивидуального плана развития (ИПР) — своеобразного плана-графика получения новых знаний сотрудником. Перечень компетенций в этом плане — это и есть индивидуальная для сотрудника программа Smart Education.

Что можно сделать:

  • Если в компании нет планирования развития, его нужно внедрить. Нужно создать систему, в которой сотрудник может (или должен) иметь конкретный список навыков, которые необходимо получить/освоить к определенному сроку


Взаимное обучение группы или сообщества требует атмосферы открытости в компании, а также инфраструктуры для совместного общения онлайн (форумы, голосовая связь, личные сообщения и др.) и офлайн (помещение и время для совместных мероприятий). Крупные компании имеют процедуры анализа идей сотрудников, наставничества/кураторства, проводят мозговые штурмы. В малом бизнесе происходит то же самое: глава отдела обучает новичков и обсуждает с ними нововведения, а идеи сотрудников собирает на летучках.

Что можно сделать:

  • Максимально поощрять это процесс: пусть предложение новых идей станет нормой в компании, а готовность обучать других — желаемым поведением сотрудника. Когда взаимопомощь в развитии и получении новых компетенций станет нормой в компании, сама среда Smart Education будет воспроизводить сотрудников, открытых к новым знаниям и способных быстро передать их коллегам

Как не бояться «умного обучения»

Smart Education в идеальном мире создаст ситуацию, описанную Стивом Джобсом фразой: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать им, что делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам».

Когда в компанию приходит сотрудник, он начинает осваивать новые знания. Поначалу компания говорит ему: «Учи вот это, потому что нам это от тебя нужно». Это период адаптации.

Потом сотрудник осваивается, получает опыт и начинает осознавать свою потребность в новых знаниях. Это осознание придет не ко всем — важнейшая роль здесь будет принадлежать атмосфере в компании. В этот момент уже сотрудник говорит компании: «Мне нужно выучить вот это, а вы дайте мне возможность».

Smart Education призван делать людей «толковыми» (из цитаты Джобса) — не тех, которые приходят в компанию извне, а тех, которые развиваются внутри нее с течением времени. Эти люди осознанно стремятся к новым знаниям, и если они получают их от компании, то и применяют их в пользу компании.

Просто ли добиться таких результатов? Конечно нет. Это сложно и долго. Успех наступит не сразу и охватит не всех сотрудников. Так стоит ли это усилий? Каждая компания отвечает на этот вопрос сама.

Мы считаем, что стоит.