Разработка тренажеров по программным продуктам в Adobe Captivate

Под тренажером-демонстрацией мы понимаем обучающий курс, который содержит последовательность экранов (или эмулятор) программы (любой) или приложения и пошагово обучает работе с ней, с подсказками и указаниям для пользователя.

Под тренажером-практикумом — этот же тренажер-демонстрацию, но в данном случае пользователь самостоятельно проходит все операции в эмуляторе программы внутри курса без подсказок. По итогу тренажера-практикума пользователю выставляется оценка.

Основные понятия и тренды в разработке


Год-два назад стандартный тренажер по программному продукту выглядел довольно просто: последовательность экранов, базовый дизайн, подсказки, куда нажимать в демонстрации, и оценка баллов за прохождение в практикуме. Сегодня для каждого тренажера создаются собственный дизайн, варианты анимации, а также усложненные механики и алгоритмы. Например, когда пользователь выполняет задание в тренажере, экран может переключиться на какой-то документ (к примеру, надо вбить информацию с чека), в котором необходимо найти нужную информацию, скопировать ее, перенести в эмулятор программы. Другие примеры: вставка в тренажеры деления на операции, создание промежуточных заданий на «поиск ошибки», вставка видео. За последний год уже больше половины наших курсов доступны для прохождения на iPad и собираются в html5.

Это же изменение коснулось и тренажеров: теперь их прохождение адаптировано под новые платформы и новые задачи наших заказчиков.

Для кого полезна данная статья?

Если вы представитель компании, которая решила заказать для себя курс-тренажер, из данной статьи вы узнаете:

  1. Каков процесс разработки тренажера
  2. Как наиболее эффективно организовать запись тренажера с подрядчиком, чтобы затем не пришлось тратить время на сбор потерянных экранов
  3. Какие риски лучше учитывать при разработке тренажеров

Надо отметить, что в данной статье речь будет идти именно об использовании программы Adobe Captivate для записи и подготовки тренажеров. Наша компания за несколько лет работы пробовала разные средства разработки, и на текущий момент Adobe Captivate, при имеющихся в нем ограничениях, остается ключевым инструментом подготовки тренажеров ПО.

Однако цель данной статьи — рассказать не столько о возможностях и трендах, а скорее о подводных камнях, с которыми может столкнуться заказчик тренажера по программному продукту. Хотя, казалось бы, процесс тут несложный  (записать экраны программы, передать подрядчику, ожидать готовый курс), точек риска в этом процессе множество.

Процесс разработки тренажера

Начнем с процесса разработки тренажера по программному продукту.Он выглядит примерно следующим образом:

  1. Запись экранов.
    1. Подготовка компьютера к записи.
      1. Установка программы Adobe Captivate.
      2. Подготовка программы для записи, заведение тестовых пользователей, защита конфиденциальных данных, возможно — создание тестовой среды в программе.
    2. Подготовка эксперта и подрядчика к записи.
      1. Эксперт должен выделить время и подготовить алгоритм работы в программе — какие операции необходимо заснять.
      2. Подрядчику сообщается время и адрес, куда он должен подъехать для записи.
      3. Непосредственно запись. На данном этапе опционально можно сделать фотографии устройств, например когда тренажер касается устройства самообслуживания или учит инкассатора работе по обслуживанию банкомата. В таком случае на съемки также должен приехать фотограф.
  2. Обработка экранов и создание демоверсии.
    1. Подрядчик готовит дизайн элементов тренажеров и собирает тестовую демонстрацию на несколько экранов для тестирования у Заказчика.Подрядчик собирает все тренажеры-демонстрации по согласованной тестовой демонстрации.
    2. Подрядчик собирает все тренажеры-практикумы.
    3. Опционально подрядчик готовит и записывает звук для тренажеров. В таком случае работа пользователя с тренажером проходит под текст диктора, который дает подсказки и объяснения, как работать с программой.
  3. Упаковка демонстраций в SCORM и проверка в системе.
    1. Если тренажер является частью курса, то происходит вставка тренажера в курс, сборка SCORM-пакета, проверка корректной работы курса и передачи статистики в СДО (Систему Дистанционного Обучения).
    2. Если собирается отдельный тренажер, то он пакуется в SCORM-пакет, проверяется, и настраивается передача статистики в СДО (Систему Дистанционного Обучения).


Советы по содержанию тренажеров


1. Не рекомендуется записывать тяжеловесные тренажеры (более чем на 50–80 кадров). Во-первых, пользователи просто не запомнят за один раз все этапы такого долгого процесса. Во-вторых, сам тренажер после сборки будет много весить, долго загружаться. А если в тренажере также заложены сложные механики, подсказки, алгоритмы — то риски возникновения технических багов возрастают.


2. Очень важно получить утверждение дизайна тренажера на этапе согласования тестовой демонстрации. Многие элементы в демонстрации создаются копированием самих элементов или их стилей. Часто внесение даже одной правки в дизайн отнимает у подрядчиков немало времени, поскольку большая часть изменений вносится вручную. Редизайн в середине работы с демонстрациями означает, что нужно вносить изменения в уже обработанные ранее тренажеры, что значительно увеличит время обработки, а также может повлечь за собой появление «артефактов» и некорректное функционирование. Настоятельно рекомендуем этого избегать.


3. Часто меняется способ действия или интерфейс программы, по которому писали демонстрацию. Как правило, дозапись тренажеров не происходит, подрядчику просто направляются скриншоты с обновлениями. Сборщик демонстрации должен свести старую информацию с новой путем множественных манипуляций в Adobe Photoshop (происходит сборка новых экранов для демонстрации по элементам и фрагментам разных кадров). Задействование Adobe Photoshop  всегда отнимает у сборщика много времени — это нужно учитывать в календарном плане проекта.


4. Дополнительные трудности всегда возникают с изменением ФИО клиентов (названий и реквизитов организаций), фигурирующих в записываемой демонстрации. Поэтому в идеале нужно делать запись на тех клиентах и данных, которые можно демонстрировать. Если такой возможности нет и надо на каждом кадре записанной демонстрации менять данные — нужно готовиться к дополнительным временным затратам и запрашивать у подрядчика срок на эти работы.


5. Если вы решили добавить в тренажер звук, то обязательным этапом будет проверка тестовой демонстрации со звуком в вашей системе СДО — так как возможно появление ряда технических сложностей по работе с системой, которые надо определить как можно раньше. Если количество демонстраций в курсе достаточно велико (более 20), сроки проекта сильно возрастут. Время уходит не только на подготовку, запись и чистку звука, но и на добавление звука на каждый слайд демонстрации вручную с подгонкой элементов анимации под речь диктора. Кроме того, перезапись звука традиционно делается долго и требует дополнительных затрат. Текст подсказок в тренажере без звука заменить гораздо проще. И последнее: звук в демонстрации в разы утяжеляет ее размер, что негативно сказывается на скорости загрузки курса или отдельной демонстрации в курсе.



Советы по устройствам просмотра тренажеров

Чаще всего разработанные тренажеры просматриваются пользователями на ПК (персональных компьютерах). В таком случае большинство рисков могут быть нивелированы ранней подготовкой тестовой демонстрации и проверкой ее у пользователей на устройствах.

Если курс с демонстрациями планируется просматривать и на ПК, и на планшете, возникает ряд взаимных ограничений:

  1. Для планшета лучше записывать в более крупном масштабе скриншоты ПО
  2. Делать крупные элементы и интерактивные области, чтобы удобно было нажимать пальцем. Не использовать вызов меню правой кнопкой мыши или двойное нажатие (оба эти действия на планшете заменяются на длинный тап, который не всегда работает хорошо)
  3. Однако если курс просматривается и на ПК, приходится писать подсказки с предупреждениями о действиях отдельно для ПК и для планшета

Оптимальное решение для курсов, которые смотрят одновременно на разных устройствах, — оставлять все действия по левому клику мыши (по простому тапу для планшетов) и предупреждать пользователя о том, что в реальном интерфейсе используются соответствующие сочетания клавиш. Да, при этом описанные сочетания клавиш не будут работать в тренажерах при просмотре на ПК, но зато это поможет избежать багов при просмотре на планшете.

Отдельно следует упомянуть о риске обновления операционных систем. В меньшей степени это касается ПК и в больше степени планшетов. Так, iOS может обновиться, и в тренажере начнут возникать проблемы. Например, при просмотре демонстрации на планшете будет рандомно появляться и исчезать клавиатура при тапе на экран. Работать с этой проблемой можно только одним путем: точно выяснить, на каких устройствах будет просматриваться тренажер, и быть готовым к подобным ситуациям.