Системы e-learning

Статьи:

Самые известные «системы» в e-learning – это системы дистанционного обучения, или СДО. Термин столь широко употребим, что часто употребляется как полный синоним, т.е. «внедрить e-learning» приравнивается к «приобрести и настроить СДО». При этом разговор об СДО неизбежно сведётся к обсуждению конкурентных преимуществ, а этого хотелось бы избежать в данной статье.

Ограничимся тем, что самыми известными системами дистанционного обучения на российском рынке являются Websoft WebTutor и Mirapolis Learning Management System. Помимо них, существует ряд отечественных систем, которые ориентированы на государственные структуры либо на устоявшийся портфель клиентов и потому не занимаются активной рекламой на рынке.

Зарубежные системы e-learning в России встречаются, главным образом, в филиалах международных компаний либо как пробные внедрения. Так, наша компания сталкивалась с СДО Plateau и SABA.

Наконец, системы e-learning могут «сопровождать» инструмент авторинга. Так, у iSpring есть облачный сервис iSpring Online, а пакет для создания электронных курсов американской компании Adobe включает инструменты организации обучения и сбора статистики. Бесплатные решения вида Moodle также не сбрасываются со счетов.


Система – это не только программный модуль

«Система e-Learning = СДО» – важная, но не окончательная трактовка. Ответив на вопрос «КАК обучать» (настроив СДО), важно не забывать про вопрос «ЧЕМ обучать» и с умом подойти к процессу подготовки учебных материалов. В этот момент понимание «системы» расширяется, дополняясь выбором методов e-Learning и поиску для них места в процессе обучения в компании.

Процесс становления (даже пока не «развития») системы электронного обучения в компании необходимо планировать заранее. В каком-то смысле это похоже на разработку фирменного стиля перед заказом корпоративной атрибутики – в e-learning тоже важно заранее определить, на что будет опираться обучение.

  • Чем будет e-learning в компании – основным или вспомогательным обучением?
  • Будет ли электронное обучение заменять или поддерживать очное?
  • Какова аудитория первых курсов, её начальные знания и предпочтения при обучении?
  • Какая подача материала будет «работать» именно в их случае?

Таких вопросов может быть много, и на все важно дать ответ до того, как будет запущена СДО и начнётся разработка первых учебных курсов.

На этапе планирования «образа будущего» электронного обучения в компании легко увлечься и начать рисовать сверхтехнологичные картины с десятками высококлассных учебных материалов. Но до всего этого пока очень далеко – первые курсы (будь то «вообще в компании» или «расширение опыта на новую категорию сотрудников») должны показать перспективность метода e-learning для обучения конкретной группы пользователей, и успех в этом должен стать приоритетной задачей – задачей, которая требует планирования и плотной совместной работы с разработчиками курса.