Тренды e-learning 2017 года

Начало года – самое время поговорить о том, в каких направлениях рынок электронного обучения развивался в 2016 году, и на основе этого выдвинуть предположения, каковы будут основные тренды e-learning в году 2017-м. Как иностранные, так и российские исследователи в области электронного обучения в один голос говорят, что 2016 год стал прорывом во многих областях. Преимуществами онлайн-обучения начинают пользоваться все больше образовательных учреждений и коммерческих компаний, новые технологии вытесняют устаревшие, обучение становится более увлекательным, персонализированным и удобным.

Рассмотрим тренды 2017 года подробнее.

1. Микрообучение (micro-learning)

Это подача учебного материала небольшими блоками и моментальное закрепление каждого блока микрозаданиями.

Согласно исследованиям, учащийся способен активно воспринимать информацию в течение не более 20 минут. Поэтому микрообучение проходит в таком формате: около 5 минут теории – и далее сразу упражнение или небольшой тест. После ознакомления со всеми блоками также обычно представлены итоговые задания и тесты.

Преимущества микрообучения:

  • Облегчает усвоение материала. Вместо того чтобы «бомбардировать» мозг обилием данных, микрообучение предоставляет небольшие сегменты информации, с тем чтобы учащийся мог более эффективно обрабатывать их;

  • Снижает страх перед обучением. Сталкиваясь с необходимостью усвоить что-то большое по объемам, мы склонны терять уверенность в своих силах;

  • Повышает мотивацию. Краткосрочные цели – это тоже важная часть процесса обучения. Получая информацию небольшими порциями с возможностью сразу проверить свои знания, обучаемый ощущает радость победы над сложной темой.


2. Видеоролики

Доказано, что материал лучше усваивается учащимися, если подается в форме видеороликов.

По мнению Адриана Риднера, одного из крупнейших специалистов по микрообучению, «то, что студенты смотрят ролики в интернете, создает немало проблем, поскольку чаще всего они никак не могут проверить правильность информации, подаваемой в подобной форме. При этом обучающие микро-ролики, с одной стороны, эксплуатируют привычную для учащихся интерактивную форму подачи, с другой – дают проверенную, корректную научную информацию от лучших экспертов в своей области».

Важно отметить, что в анимационных роликах в упрощенном виде визуализируются технические схемы, обычно трудные для запоминания. Поэтому очевидно, что видеомикрообучение – одно из главных направлений развития e-learning в ближайшие годы.


3. Персонализация.

Персонализация – это разработка обучающих материалов на основе потребностей учащихся разного возраста, уровня образованности, скорости обучения и так далее.

Очевидно, что все ученики даже в одном и том же классе или группе обладают разным уровнем накопленных знаний. Современные технологии позволяют сделать обучение минимально стрессовым и максимально индивидуализированным.

В персонализации можно выделить три основных направления:

  • Цифровые классы;
  • Разработка траектории обучения в онлайн-курсе;
  • Персональные чат-боты.                

«Цифровые классы, – говорит Арвин Вохра, теоретик и практик онлайн-обучения, автор книги «Как превратить вашего ребенка в выдающегося математика», – помогают решить типичную преподавательскую проблему: невозможность осуществить в реальной учебной аудитории индивидуальный подход к каждому ученику. Цифровые классы позволяют учащимся одной группы работать над совершенно разными областями, а учителям, в свою очередь, мониторить их успехи. Вы будете заниматься тем, что вам интересно, без перерывов, вместо того чтобы либо пытаться догнать более быстрых учеников, либо вынужденно ждать, пока другие полностью усвоят давно пройденную вами тему».

Траектория обучения – это индивидуальное прохождение какого-либо учебного курса, зависящее от уже усвоенных знаний, интересов и предпочтений пользователя.

Важно давать пользователю онлайн-курса возможность не учить то, что он уже знает, и при этом оставлять возможность повторения любого интересного или сложного материала.

Траектория обучения предполагает:

  • Проверку знаний и приоритетов на входе посредством тестирования или вовлекающих заданий. По итогам этой проверки программа выдает пользователю материал на соответствующем его знаниям уровне;

  • Составление пути движения по разделам курса в определенной последовательности;

  • Предоставление возможности обратиться ко всем материалам курса при желании.

Персональные чат-боты – это новейшая технология, которую начали внедрять в онлайн-обучение лишь в последний год. Она позволяет раскрыть весь потенциал учащегося, поскольку существует человеческий фактор, мешающий многим ученикам реализовать себя в полной мере в живом общении.

Вот что рассказывает об этой инновационной технологии Кэтрин Альвино, автор одного из приложений для дистанционного обучения: «Чат-бот позволяет пользователю создавать собственного персонажа, выбирая его внешность из более чем 200 вариантов. Это дает возможность ученику сформировать в онлайн-классе новую идентичность. Например, стеснительные школьники смогут стать увереннее в себе, реализовать с помощью персонажа что-то, что им пока не удается при живом общении».

Также подобное приложение может записывать голос человека и полностью трансформировать его, поэтому высказаться в классе смогут даже те, кто боится публичных выступлений.


4. Геймификация

Геймификация обучения – это добавление в учебный процесс игровых элементов: наград и достижений, соревновательного аспекта.

Этот метод может включать такие приемы, как:

  • Системы поощрения достижений (на игровом жаргоне – ачивок): значки, медали, кубки, звездочки и т.п. Более эффективно это работает, если в материалах есть и простые достижения, и сложные, многоступенчатые;

  • Постепенное усложнение заданий;

  • Создание увлекательного сюжета или запоминающихся ярких персонажей;

  • Создание эффекта неожиданности (например, резкий поворот сюжета или неожиданно появляющийся новый атрибут);

  • Связь достижений в курсе и достижений в работе/учебе: например, на игровое золото можно купить высокую оценку или сертификат.

Джон Финдлей, создатель портала для обучения маркетингу посредством case-study (ситуационное, «кейсовое» обучение), заявляет: «2016 год стал годом прорыва как для геймификации вообще, так и для игрового дистанционного образования. <…> Многие исследователи называют геймификацию и игровое обучение основными конфликтующими трендами в образовании в 2016 году, однако я убежден, что в 2017 году граница между двумя этими понятиями начнет размываться».


5. Социализация

Социализация обучения предполагает возможность сопоставления своих достижений с достижениями коллег. Это может быть достигнуто через систему рейтингов, комментариев в реальном времени, групповых обсуждений своих достижений. Также в учебные материалы можно внедрить знакомые всем по социальным сетям системы лайков и дизлайков.

Ещё одним важным аспектом социализации может стать внедрение системы голосования за отдельные части курсов или за наиболее интересные пользователям тематики. Это позволит следующим учащимся выбирать наиболее успешные и привлекательные курсы.

Не секрет, что многие учащиеся чувствуют себя более спокойно и комфортно в ситуации общения со своими коллегами или одногруппниками, проходящими тот же курс, чем с преподавателями, от которых они подсознательно немного дистанцируются. Поэтому, руководствуясь этим принципом, сразу несколько компаний разработали систему peer-to-peer («равный равному»), в которой в процессе обучения студент взаимодействует не с преподавателем или экспертом, а с таким же студентом.

Вот что говорит о методе «равный равному» исполнительный директор кампании по продвижению peer-to-peer образования Шива Козински: «Обучение, основанное на общении с равными, заставляет студентов активно вовлекаться в процесс получения знаний. Также оно развивает такие бесценные навыки, как коммуникация, критическое мышление и командная работа. Более того, мы выяснили, что 72 процента времени обучения учащиеся проводят не в классе, а со сверстниками и одногруппниками».

Учитывая все эти факторы, можно смело предположить, что peer-to-peer обучение будет в ближайшие годы активно развиваться в онлайн-среде, создавая для учащихся максимально привычные и комфортные условия.


6. Кроссплатформенность

Еще один важный тренд, который постепенно становится повсеместным в e-learning, – это кроссплатформенность, то есть возможность открывать учебные материалы на разных типах электронных устройств. Чаще всего с этой целью используется технология HTML-5: учебный курс можно открыть на стационарном компьютере или ноутбуке, практические задания выполнять на планшете, а мини-ролики смотреть на телефоне в транспорте по дороге на работу или учебу. Практически все современные учебные материалы на данном этапе уже имеют адаптивную верстку – то есть верстку, которая способна подстраиваться под любой гаджет с любым разрешением и любой браузер.

При этом у платформы HTML5 имеются и недостатки:

  • Она напрямую зависит от браузера, которым пользуется учащийся. Каждая новая версия каждого браузера требует отдельного тестирования, что увеличивает время разработки учебных материалов, от чего в некоторых случаях страдает их актуальность и новизна;

  • Также HTML5 сильно зависит от операционных систем. При появлении каждой новой операционной системы необходимо оперативно исправлять ошибки в учебных материалах.

В последние годы основную конкуренцию HTML5 составляют различные мобильные приложения. Более того, их число увеличивается с каждым годом. Уже в 2013 году Марк Цукерберг признался, что слишком поспешно перешел с мобильных приложений на HTML5. Так что высока вероятность, что, несмотря на удобство кроссплатформенности, она сохранится в первую очередь для пользователей, которые предпочитают ноутбуки и стандартные компьютеры экранчику смартфона.


7. Big Data

Big Data («большие данные») – это совокупность методов обработки огромных объемов структурированных и неструктурированных данных. Это направление сформировалось в конце 2000-х годов, когда для подобных исследований появилась техническая возможность.

Как утверждает Сара Типпет, крупный специалист по большим данным и популяризатор домашнего обучения, «большие данные помогают замечать те тренды в обучении, которые раньше были не видны «невооруженным глазом». Большие данные указывают на внутренние связи и корреляции, которые не заметны обычному человеческому мозгу и не укладываются в привычные нам паттерны».

Очевидно, что чем больше данных собирается о преподавателях, учащихся, предметах и так далее, тем легче выделить общие тенденции, предпочтения и алгоритмы поведения. То есть, это помогает, с одной стороны, принимать глобальные решения, с другой – сделать еще один шаг в сторону персонализации обучения.


Поскольку электронное обучение приобретает всё большую популярность во всём мире, обозначить все его тренды невозможно. Мы выделили наиболее важные. Среди прочих: дополненная реальность, использование для обучения искусственного интеллекта, кейсовое (ситуационное) обучение, blended learning (смешанное обучение, включающее занятия как в реальном, так и в цифровом классе), различные инновационные методы обучения людей с ограниченными возможностями, автоматизация обучения, обучение с помощью социальных сетей, и многое другое. Будущее наступает, и мы должны быть к этому готовы.